Подбор тура

Саянское кольцо. Туроператор по сибири.

Где купить тур

г. Красноярск,
ул. Урицкого, 117,
офис 2-01
e-mail:
info@sayanring.com
Режим работы:
Пн. - Пт.: 09:00 - 19:00
Сб 11:00 - 16:00
Вс выходной


У хакасов, как у народа очень самобытного, выросшего в необыкновенных условиях природы и непрерывном с ней взаимодействии, сложились традиции и быт, удивляющие и восхищающие собой каждого встретившегося с ними.

Основа всего, а к тому же и кладезь традиций - дом. Хакасам основным жилищем в XVIII-XIX веках служила юрта (иб). Буквально за полчаса ее можно легко собрать или разобрать, что очень важно для народа, ведущего кочевой образ жизни.
В одной юрте проживала одна семья, главой которой был мужчина. Именно он распоряжался имуществом и ходом хозяйственных работ. Однако его исключительное право не распространялось на женские обязанности и занятия.
Вступление в брак происходило в 17-22 года. Только в исключительных случаях этого не случалось, ведь к мужчине сохранялось отношение как к ребенку со стороны взрослых и как к сверстнику со стороны детей до самой его женитьбы.

Существовало несколько форм заключения брака. Самая распространенная - похищение девушки (тутхын). Часто это происходило с ее предварительного согласия, с обязательной уплатой калыма. Нередко детей сватали с 3-5 лет. При этой колыбельной форме, или сговоре (саблыг той - ‘брак по чести') калым не платили, но со времени помолвки 2-3 раза в год родители мальчика отправляли родителям девочки ценные подарки. Среди бедной части населения распространен был брак отработкой (кизоге кирген). Родители невесты брали в дом бедного зятя, который работал на тестя несколько лет. Только после отработки он имел право поставить собственную юрту и завести хозяйство.
Калым, приданое и улус (выделение отцом сыну при женитьбе части имущества) были обязательным условием брака.
Женатые сыновья некоторое время после свадьбы жили с отцом. Он и ставил для молодых собственную юрту, когда у них появлялись дети и родители удостоверялись в прочности их отношений.
Женщина всю жизнь подчинялась мужчине и полностью от него зависела. Сначала ею распоряжался отец, затем - муж. Она считалась «нечистым» существом, потому не имела права подниматься на священные горы, купаться в почитаемых озерах, садиться на одежду мужчин... Мужчина же являлся наследником семейных и родовых ценностей. Только по мужской линии велся счет родства. Муж имел право взять и вторую, и третью жену, для каждой из которых ставилась отдельная юрта, если ни первая, ни вторая не смогли родить продолжателя рода - сына.
Основной пищей хакасам зимой служили мясные блюда, летом - молочные. Очень распространены были супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Праздничным блюдом считалась кровяная колбаса (хан-сол). Множество блюд делали из молока, однако сырым его давали только детям. Особой популярностью пользовался своеобразный вид сыра - хурут, который мог храниться годами. Его делали из айрана и использовали и как добавку к супу, и как детское лакомство.
При трапезе строго соблюдался порядок распределения еды. Существовало множество этикетных форм и интересных обычаев, связанных с потреблением пищи.
В народном искусстве хакасы нередко не имели себе равных. Они украшали росписью, орнаментом и сюжетным рисунком предметы из камня, дерева, бересты, ткани... На коже рисунки выполнялись в технике тиснения, на ткани - вышивались. Рисунки покрывали одежду, табачные кисеты, войлочные ковры (кибис), деревянные ящички (харчах), сундуки (абдыра), музыкальные инструменты, посуду, коновязь (агас теек)... Сохранились интересные наскальные рисунки.
В фольклоре, наиболее интересной и распространенной формой бытования народного творчества, самым почитаемым жанром является героический эпос (алыптыг нымах). В центре сказаний находятся образы богатырей-алыпов, мифологические представления о делении вселенной на три мира, о духах-хозяевах местностей и природных явлений (ээзи) и др. Сказители пользовались большим уважением, их приглашали в гости в разные концы Хакасии, в некоторых родах они не платили податей. Весь героический эпос насчитывает до 10-15 тысяч строк, исполняемых низким горловым пением (хай) под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Хакасские народные музыкальные инструменты поражают способами звукоизвлечения и тембровыми характеристиками. Среди них наиболее известны чатхан, хомыс, хобырах, сыылас, ыых.
На территории республики множество археологических памятников (более 30 тысяч), хранящих в себе память о традициях и обычаях хакасских людей. Это наскальные рисунки, руины древних городов, курганы, оборонительные укрепления, стоянки и городища, ритуальные центры... Этим край поражает и путает с каждым шагом все больше и больше каждого, кто желает проникнуть в его историю.