Подбор тура

Саянское кольцо. Туроператор по сибири.

Где купить тур

г. Красноярск,
ул. Урицкого, 117,
офис 2-01
e-mail:
info@sayanring.com
Режим работы:
Пн. - Пт.: 09:00 - 19:00
Сб 11:00 - 16:00
Вс выходной

Красноярский край


С распадом СССР для коренных народов Красноярского края начался период серьезных трансформаций в мировоззрении. С ростом национального самосознания обрисовались тенденции возврата к традиционным религиозным воззрениям. В большинстве реальных ситуаций был возврат к шаманизму при частичном или полном отказе от христианства или  к буддизму у бурят и тувинцев. Попытки возврата в итоге приводят к тому, что часть людей достаточно быстро возвращаются к прежним атеистическим или религиозным воззрениям, либо обращается к новым, экзотическим вероучениям.

С жезлом и бубном в бликах костра шаманское бормотанье вырастает в песнь: «Бог мой, хозяин мой, сюда идите, предков зовите. Мои десять чумов, моя серебряная жена Колтаркичан, моя мать, сюда бегите вместе, я начну вам жаловаться. Я здесь позову, важенка, моя птица, десяток диких оленей, три верховых оленя, сюда идите, Хозяин ждет». Камлание шамана , захватывающее зрелище, ушло в века.

Предсказание будущего - обычное занятие шаманов. Полутемное пространство жилища, где помещаются зрители - непременные участники шаманского ритуала, яркий свет огня, освещающий «сцену» и главного актера-шамана, являются в ритуале средством создания у зрителей гипнотического или гипноподобного эффекта. Подобный эффект сходен с тем, какой создает у зрителей освещение сцены в современном театре. Духи-помощники шаманов у эвенков присутствуют в виде изображений на шаманских костюмах и других шаманских атрибутах. Шаман в процессе камлания призывает на помощь тех умерших родственников, кто обладал шаманским даром в наибольшей степени. В описаниях шаманских ритуалов ХVIII века есть интересная подробность – шаман совершает прыжок в дымовое отверстие чума. Этот обыденный для эвенков факт объясняется тем, что одним из необходимых умений воина у тунгусов (эвенов и эвенков) было умение выпрыгивать из жилища вверх через дымовое отверстие.

Звание шамана издревле передавалось по наследству только мужчинам с особыми физическими метками (родимое пятно величиной с кулак, две макушки, лишний палец). Мужчина должен был иметь хорошую память, так как у ненцев не было священных книг, и обряд выполнялся по памяти и требовал безукоризненного соблюдения. Кроме этого, к будущему шаману предъявлялись и другие требования - интуиция, воображение, дар импровизации и исполнения, хорошее знание шаманской мифологии и практики, гипноз, а также «шаманская болезнь». «Шаманская болезнь» уже изучена специалистами, её основные симптомы – это появляющаяся внезапно задумчивость, рассеянность, замкнутость, странные сны. Во время болезни происходит «пересотворение» шамана: духи, унеся душу шамана в иной мир, разрубают ее на кусочки, варят, едят это мясо, заменяют части тела новыми. В период ученичества (около 20 лет) кандидат в шаманы сопровождает своего учителя, присутствует на его камланиях, запоминает священные призывания, шаманистскую технологию и практику молебствий. По истечению срока обучения, молодой шаман проходил строгое физическое испытание.

Шаманизм у долган сочетался с православием. Войдя в чум, долганы крестились, молились перед иконами в «красном углу» чума. Календарь у долган был построен на православных святцах, а специальный шестигранник, по которому отсчитывались дни, назывался русским словом «паскал».

Староверы на территории Красноярского края появились сразу после Постановления Собора об отлучении раскольников от православной церкви в конце XVII века. За долгую историю существования старообрядчество распалось на течения, толки и согласия, а верующих раскидало в Минусинский, Каратузский, Туруханский районы и Эвенкию, по рекам Сым и Кас, по Ангаре, Бирюсе, Чулыму, где их можно встретить и сегодня.

Факт существования уникальной староверческой семьи Лыковых, изолированных в Саянской тайге больше 30 лет в естественных условиях, показал картину прошлого русских в Сибири. Большой интерес вызывают их предметы быта, культура труда, селекция растений, язык и письмо, особенности физического состояния человека, находящегося длительное время вне общества в экстремальных условиях. Агафья Лыкова до сих пор проживает в непролазной тайге, добраться до нее можно только на вертолете. Будучи общительным человеком, последняя из рода Лыковых не является убежденной затворницей, но предпочитает уединение.  Благодаря ее рассказам и гостеприимству написаны книги, сняты документальные фильмы, написаны научные работы.